Friday, April 09, 2010

ЗАДЕРЖАНИЕ ТОВАРА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ ЧЕРЕЗ ПОЛЬШУ


ЗАДЕРЖАНИЕ ТОВАРА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ ЧЕРЕЗ ПОЛЬШУ


В последнее время наша Канцелярия занимается рядом дел, связанных с транзитной перевозкой через Польшу товаров в Россию, Украину, Казахстан и другие страны СНГ. Обычно польский перевозчик предъявляет претензии в связи с задержкой платежей за перевозку товаров и производит задержание товара.

Свои действия перевозчики как правило обосновывают содержанием ст. 790. § 1 Гражданского Кодекса гласящего, что:
«Для обеспечения гарантий обязательств, возникающих вследствие действия договора перевозки, а в частности платы за провоз, платы за складирование, таможенных сборов и других расходов, а также для обеспечения гарантий таких же исков по отношению к другим экспедиторам и перевозчикам, перевозчик имеет законное право взять груз в залог на время, когда груз находится у него или у лица, владеющего им от его имени, или до тех пор, пока пока может распоряжаться им на основании документов.».
Подобное гласит ст. 57 Закона о Перевозках, предусматривающая, что:
«Перевозчик имеет право взять груз в залог с целью обеспечения гарантий обязательств, возникающих вследствие действия договора перевозки, за исключением груза принадлежащего органам власти и государственной администрации а также органов правосудия и следственных органов. Право залога может быть применено когда груз находится у перевозчика или у лица, владеющего им от его имени, или до тех пор, пока пока может распоряжаться им на основании документов.».
Гражданский Кодекс также гласит, что:
Ст. 791. § 1. Вследствие осуществления надлежащих платежей перевозчику и приема груза без предъявления замечаний отменяются все обязательства со стороны перевозчика, возникающих вследствие действия договора перевозки. Однако это не касается исков по поводу невидимых повреждений груза, если получатель в течение недели с момента приема груза сообщил об этом перевозчику.

§ 2. Вышеупомянутое положение не находит применения в случае возникновения повреждения вследствие намеренных действий или вопиющей халатности перевозчика.

Ст. 792. Иски, связанные с перевозкой вещей, теряют законную силу по истечении года со дня доставки груза, а в случае полной утери груза или доставки с опозданием – со дня, когда груз должен был быть доставлен.

Ст. 793. Иски перевозчика по отношению к другим перевозчикам, которые принимали участие в перевозке груза, теряют законную силу по истечении шести месяцев со дня устранения повреждения перевозчиком или со дня возбуждения по отношению к нему иска.

Аналогичным образом обстоят дела с правами и обязанностями экспедиторов, которые также часто применяют ту же процедуру задержания товара с целью принуждения к осуществлению ненадлежащих платежей.
Что следует сделать в случае незаконного задержания перевозимого товара?
В зависимости от имеющихся у заказчика документов и подписанных договоров можно добиваться своих прав как путем решения гражданских споров, так и возбуждения уголовного дела. Однако часто это неоднозначные дела и полиция в таких случаях отказывается вести следствие и отсылает стороны для решения спора путем возбуждению гражданского процесса. Ко всему прочему доходят различия в интерпретации предписаний, а в частности - юрисдикцию какой страны следует применять. Кроме того, нужно провести анализ имеющихся у сторон документов, как правило на иностранных языках, что способствует тому, что полиция вообще не углубляется в их содержание, не говоря уже о проблемах с непосредственным устным контактом. Чтобы своевременно защитить собственные интересы, следует как можно скорее связаться с польским юристом, потому что короткие сроки давности и сложные юридические процедуры могут быть для заказчика перевозки причиной невосполнимых потерь. Мои наблюдения говорят, что подобные практики используют не только польские перевозчики, но и работающие в Польше транспортные и экспедиторские фирмы, напр. с Украины.

1 comment:

Andrzej Polska said...

Polecam artykuł o tej samej tematyce: http://www.prawoprzewoznika.pl/prawo-zatrzymania-towaru-przez-przewoznika-w-konwencji-cmr/